Международная научно-практическая конференция

Конференция проводится в рамках международного проекта "Baltic Sea Underground Innovation Network" (BSUIN) Программы Интеррег Балтийского моря и при участии специалистов из стран-участников проекта

Отчёт о конференции

Видео-архив "Challenges of Underground Space Use - Day1"

Видео-архив "Challenges of Underground Space Use - Day2"

20-21 июня на базе Карельского научного центра состоялась международная научно-практическая конференция, посвященная проблемам использования подземного пространства. Проходившая под эгидой проекта «Baltic See Underground Innovation Network» (BSUIN) Программы «Интеррег. Регион Балтийского моря», конференция собрала более тридцати специалистов, представляющие семь стран, готовых делиться профессиональным опытом в области эксплуатации подземных сооружений.

Участники конференции в подземной Рускеале

Участники конференции в подземной Рускеале

В Карелии рядом c российско-финляндской границей вот уже более десяти лет динамично развивается Рускеальский горный парк. Недавно плотная сеть туристических троп парка приросла еще одним уникальным маршрутом, проложенным в откаточных штольнях и просторной подземной камере внутри мраморной горы. Успешный опыт эксплуатации нового подземного маршрута и многолетнее научное изучение территории горного парка позволили претендовать на участие в проекте «BSUIN» - международной площадки, созданной для трансляции передового опыта обустройства подземного пространства. Собственно для этого и собрались участники конференции 20 - 21 июня в Петрозаводске, чтобы обсудить вопросы правовых, финансовых, организационных, научно-исследовательских и технических аспектов использования горно-индустриальных объектов.

В рамках воркшопа, проводившегося для участников проекта «BSUIN» накануне, иностранные гости познакомились с экскурсионным маршрутом вокруг Мраморного озера и с Итальянским карьером, посетив подземную часть горного парка. Знакомство с красотами выдающегося по своей истории и вкладу в сокровищницу мировой архитектуры мраморного карьера не было только частью культурной программы. Увидеть все своими собственными глазами и по достоинству оценить успехи первого горного парка Карелии следовало уже затем, чтобы актуализировать проблематику конференции и подготовить гостей к обсуждению опыта обустройства подземных горных выработок для целей туризма. Кроме того, несколько докладов, представленных на конференции, были связаны с научным изучением Рускеальского карьера.

Осматривая красоты Рускеалы

Осматривая красоты Рускеалы

На протяжении последних двух лет силами постоянно действующей на базе горного парка научной лаборатории «RuskeaLab» успешно осуществляется наблюдение за состоянием подземных выработок и поддержанием экоравновесия в границах бывшего горнопромышленного предприятия, превратившегося в популярный туристический объект. Опыту использования лазерных дальномеров при оценке устойчивости горных выработок был посвящен доклад заместителя директора Института геологии КарНЦ РАН, координатора конференции Виталия Шекова. Для оценки невидимых глазу движений горной породы в подземном пространстве Рускеальского горного парка было установлено 15 базовых станций, используемых для фиксации лазерного луча на одной и той же точке. Пока все сделанные таким образом измерения находились в пределах ошибки, то есть не превышали полутора миллиметров, а это значит, что подземные выработки Рускеала стабильны и вероятность их обвала сведена к минимуму. Как отметил докладчик, Институт геологии КарНЦ РАН уже получил на свое изобретение патент, но пока не предпринимал усилий для продвижения этой технологии на рынок.

Виталий Шеков

Виталий Шеков демонстрирует использование лазерных дальномеров

Использование подземного пространства является примером комплексной проблемы, требующей для своего решения участия как науки, так и специалистов-практиков, и чередование выступлений тех и других служит одной из характерных черт для подобных конференций. С ретроспективным обзором пути развития Рускеальского горного парка выступил его многолетний консультант по территориальному маркетингу Антон Юшко.

Насущным проблемам организационного становления одного из музеев горного дела был посвящен доклад Маргарет Фолл - бывшего директора Национального музея угольной промышленности Англии, находящегося в Западном Йоркшире, а ныне - Почетного президента Европейской сети музеев угольной промышленности. В своем выступлении докладчик охватила как особенности национального законодательства, предъявляемые им требования для бывших горных выработок, так и частные организационные и финансовые проблемы, сопутствующие процессу оформления некогда возглавляемого ею музея. Работы по трансформации индустриальной площадки в современный музей проводились с января 1980 г. по июнь 1988 г., их общая стоимость составила 2,57 млн фунтов стерлингов или около 4,18 млн долларов по курсу на те годы, полученных от государственных угольных компаний. Большой проблемой учреждения оставалось дорогостоящее текущее содержание музейного хозяйства, включающего в себя и часть подземных выработок, но с приобретением в 1995 году статуса национального музея и выделением специального государственного финансирования, эта проблема отошла на задний план. С начала XXI века, в соответствии с новой государственной политикой, музей имеет бесплатный вход для всех желающих, благодаря чему количество посетителей увеличилось в полтора - два раза, до 120-140 тысяч человек в год, из которых свыше одной трети составили дети и школьники. В настоящее время музей зарабатывает денежных средств почти в тысячу раз меньше, чем получает на текущие расходы от государства, но наряду с тем, что в последние годы наблюдается некоторое сокращение финансирования, борьба за дополнительные деньги, предназначающиеся на развитие, не прекращалась никогда.

Маргарет Фолл

Почетный президент Европейской сети музеев угольной промышленности Маргарет Фолл

Марта Айковска-Мазур и Матэуш Гиль

Марта Айковска-Мазур и Матэуш Гиль

Одним из направлений использования подземного пространства не эксплуатируемых горных выработок Фрайберга в немецкой Саксонии также является ее посещение туристами. Доклад Тони Мюллера был посвящен многоцелевому использованию горнопромышленных сооружений. Действительно, часть шахты «Рейхе Цехе», размещенной во Фрайберге, была выделена для посещения туристами, и изначально, начиная с 1819 г., она использовалась, для образовательных целей. Однако, как предполагает Тони, объектами туристического показа могут стать как исторические галереи и сохранившееся горно-промышленное оборудование, так и расположенные под землей современные научные лаборатории. Учитывая такие важные преимущества, как глубина шахты и стабильность температурного режима на разных горизонтах выработки, подземные сооружения имеют высокий экономический потенциал, помогая решать широкий круг задач. И нагревание воды и утилизацию электроэнергии и много чего еще - все это можно было бы рассматривать как еще один из вариантов консервации шахты, сохраняя саму возможность возобновления добычи полезного ископаемого.

Тему многофункциональности подземных горных выработок продолжил Николай Натальин, научный руководитель ЛООО «Сохранение природы и культурного наследия». Он выделил десять возможных направлений использования бывших подземных горных выработок, включающие в себя выращивание грибов и дозревание сыров, обеспечение сохранности продуктов питания, оздоровительные процедуры, хранение отходов, размещение производств высокоточного оборудования и создание условий для восстановления биологического разнообразия. К слову, в соляных шахтах Велички уже более полувека успешно функционируют и подземный музей, занимающий с первого по третий горизонты, и галотерапевтический санаторно-оздоровительный центр, разместившийся на пятом горизонте. Об этом сообщил еще один докладчик, Матэуш Гиль, подчеркнувший, что и сама музейная коллекция шахты Велички отличается широким разнообразием, не ограничиваясь только геологией и горным делом. Наличие разных векторов использования подземного пространства бывших горных выработок повышает коэффициент полезного действия таких объектов и служит показателем их высокого социального значения

Антон Юшко и Николай Натальин

Антон Юшко и Николай Натальин

Как признался сотрудник Фрайбергской горной академии Тони Мюллер, «если бы (у нас, в Германии) все было идеально, я бы здесь не стоял» - находящиеся в управлении учебного заведения горные выработки ложатся тяжелым бременем на ее бюджет. Он пояснил, что работающие в шахте «должны обосновывать перед государственными органами (финансирующими нашу работу), для чего мы используем эту шахту (несмотря на крайне высокую стоимость ее содержания)». Вместе с тем, Тони выразил надежду, что проект «BSUIN», как и те другие проекты, которые будут сгенерированы на его базе после его завершения, послужат дополнительным и весомым аргументом в пользу востребованности научно-исследовательских и опытных работ, проводящихся в шахте «Рейхе Цехе».

Яри Йоутсенваара, руководитель проекта создания международной сети подземных лабораторий, подтвердил, что переоборудование горных выработок, их содержание стоят больших денег, и одной из задач самого проекта «BSUIN» станет методика оценки целесообразности расходов, предназначенных для организации и развития таких лабораторий, и выработка предложений по их оптимизации. Создается база данных о подземных лабораториях, их местонахождении и специализации, предлагаемых ими услугах и стоимости этих услуг, но, кажется, что теперь это уже не главное. Акцент смещается на создание нового объединения - Европейской ассоциации подземных лабораторий, которое позволит превратить эпизодические взаимодействия от случая к случаю в системное сотрудничество с проведением совместных исследований и обменом студентами.

Эйя-Риита Нииникоски и Яри Йоутсенваара

Эйя-Риита Нииникоски и Яри Йоутсенваара

Любая научная или научно-практическая конференция это важное событие, которое не сводится только к докладам и обсуждению общих проблем, экскурсиям и мастер-классам. Самое важное происходит за скобками официальных мероприятий, когда вокруг какого-нибудь общего вызова или общей проблемы образуется круг заинтересованных лиц. Одним из важнейших итогов международной конференции подземных музеев, состоявшейся в ноябре 2018 года в Польше, стала инициатива Краковского музея добычи соли в Величке организовать при Международном совете музеев ИКОМ специальный комитет по вопросам горно-индустриального наследия. В том же направлении работает и международный проект BSUIN, целью которого является объединить усилия научных и исследовательских организаций для решения задач использования подземного пространства.

Фото: Шеков Кирилл, Хлебалин Игорь

Текст: Шеков Кирилл

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Федерального исследовательского центра
"Карельский научный центр
Российской академии наук"


Уважаемые коллеги!

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федерального исследовательского центра "Карельский научный центр Российской академии наук" приглашает принять участие в Международной научно-практической конференции "Проблемы использования подземного пространства", которая состоится 20–21 июня 2019 года в г. Петрозаводске Республика Карелия.

Конференция проводится в рамках международного проекта "Baltic See Underground Innovation Network" (BSUIN) Программы Интеррег Балтийского моря и при участии специалистов из стран-участников проекта.

Цели конференции:

  • Обсуждение правовых, организационных и финансовых аспектов использования подземных горных выработок для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.
  • Обмен опытом, изучение возможностей и организация взаимодействия подземных лабораторий и музеев горного дела.

Направления работы конференции:

  1. Подземные выработки как памятники природы и историко-культурного наследия, исторический и культурологический аспект.
  2. Переоборудование и адаптация подземных горных выработок для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Законодательное регулирование и организационный аспект.
  3. Оценка экономического потенциала подземных выработок. Различные направления использования подземного пространства (научные исследования, образование, музеефикация, досуг и т. д.).
  4. Обеспечение безопасности неэксплуатируемых подземных выработок. Изучение трансформации горных выработок на стадии посттехногенеза и в условиях возрастания антропогенной нагрузки, снижение рисков, предупреждение аварий.
  5. Продвижение подземного горно-индустриального наследия в медиа-пространстве.

Рабочие языки конференции : русский, английский.

Переезд и проживание оплачиваются за счет направляющей стороны.

Регистрация участников конференции

Если Вы хотите зарегистрироваться для участия в конференции, пожалуйста, вышлите регистрационную форму по адресу: heritage@krc.karelia.ru

Регистрационная форма

Регистрационные формы участников конференции принимаются до 17 мая 2019 г. включительно.

В случае несоответствия темы доклада направлениям работы конференции организационный комитет оповещает об этом участника не позднее 1 июня 2019 г. с предложением коррекции темы или отказа от выступления на конференции.

ПРОГРАММА

Международной научно-практической конференции
под эгидой проекта "Baltic See Underground Innovation Network" (BSUIN)
Программы "Интеррег. Регион Балтийского моря"
20-21 июня, 2019
Петрозаводск

"Проблемы использования подземного пространства"

Первый день конференции.
20 июня 2019
09.30 – 10.00 Регистрация участников и слушателей. Кофе-пауза (каб. 513)
10.00 - 10.15 Открытие (зал Института геологии КарНЦ РАН, каб. 422)
Бахмет Ольга Николаевна, член-корреспондент РАН, председатель ФИЦ "КарНЦ РАН",
Светов Сергей Анатольевич – директор ИГ КарНЦ РАН,
Яри Йоутсенваара - руководитель проекта BSUIN,
Николаевский Павел Михайлович – заместитель министра природных ресурсов и экологии Республики Карелия,
Артемьев Александр Борисович – генеральный директор ООО "Колмас+"
10.20 – 11.35 Пленарное заседание
10.20 – 10.45 Амелина Татьяна Петровна. "Горно-индустриальное наследие как часть культурного наследия Карелии". Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия. (Россия, Петрозаводск)
10.45 – 11.10 Тыркина Елена Игоревна. "Состояние законодательства об использовании подземного пространства". Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (Россия, Петрозаводск)
11.10 – 11.35 Маргарет Фолл. "The legal, organisational and financial challenges of converting the underground spaces, as well as the surface buildings, of caphouse colliery and hope pit in Yorkshire, England, to a mining museum with public access to the underground". Сеть Европейских музеев угольной промышленности (Великобритания, Йоркшир)
11.40 – 12.10 Кофе-пауза (каб. 513)
12.10 – 13.30 Секция 1
12.10 – 12.30 Яри Йоутсенваара. "Проект BSUIN как новый подход к решению проблем эксплуатации подземного пространства". (Финляндия, Оулу)
12.30 – 12.50 Шеков Виталий Александрович. "Безопасность при использовании горно-индустриального подземного пространства в туристичекском секторе - пути решения проблемы". (Россия, Петрозаводск)
12.50 – 13.10 Светов Сергей Анатольевич. "Геологическое наследие Республики Карелия, реалии и перспективы" (Россия, Петрозаводск)
13.10 – 13.30 Тони Мюллер. "Reuse of old mining areas for multiple purposes at the examples of the region of Freiberg in Saxony" (Германия, Фрайберг)
13.30 – 15.00 Обед (ресторан "Большой", ул. Кирова, 2)
15.00 – 17.00 Секция 2
15.00 - 15.20 Борисов Игорь Викторович. "Подземные выработки "Питкярантского комплекса" (Северное Приладожье)" (Россия, Карелия, Сортавальский район)
15.20 - 15.40 Марта Айковска-Мазур. "Cracow Saltworks Museum in Wieliczka" (Польша, Краков)
15.40 - 16.00 Хлебалин Игорь Юрьевич. "Мероприятия по изучению и сохранению Мамайских каменоломен" (Россия, Санкт-Петербург)
16.00 - 16.20 Шеков Кирилл Витальевич. "О некоторых вопросах правового регулирования использования бывших горных выработок в познавательных целях" (Россия, Петрозаводск)
16.20 - 16.40 Натальин Николай Алексеевич. "Опыт использования подземного пространства для восстановления биологического разнообразия" (Россия, Санкт-Петербург)
16.40 - 17.00 Иванов Андрей Алексеевич, Мясникова Оксана Владимировна. "Проблемы использования заброшенных горных выработок как источника поделочного камня". (Россия, Петрозаводск)
Медведева Мария Владимировна, Бахмет Ольга Николаевна, Осипов Георгий Андреевич. Исследования микробоценоза подземного пространства и факторы, определяющие их эколого-трофическую структуру (Южная Карелия, Рускеала) (Россия, Петрозаводск). Постер.
17.00 Торжественный ужин-фуршет в Музее геологии докембрия КарНЦ РАН



Второй день конференции.
21 июня 2019
09.30 – 10.00 Кофе-пауза (каб. 513)
10.00 - 12.00 Секция 3.
10.00 – 10.20 Юшко Антон Алексеевич. "Рускеала": научная и творческая лаборатория" (Россия, Санкт-Петербург)
10.20 – 10.40 Швецов Илья Анатольевич. "Мраморные ломки Белой горы в прошлом, настоящем и будущем" (Россия, Карелия, Кондопожский район)
10.40 - 11.00 Коренькова Нина Николаевна. "Шокшинский кварцит как выявленный педагогический объект" (Россия, Карелия, Прионежский район)
11.00 – 11.20 Никифоров Александр Геннадьевич. "Инженерно-геологическая оценка горных выработок в Карелии" (Россия, Петрозаводск)
11.20 – 11.40 Бубнова Татьяна Петровна. "Рейтинговая система оценки заброшенного горного пространства для использования в туристических целях" (Россия, Петрозаводск)
12.00 - 13.30 Дискуссия и закрытие конференции.
13.30 - 15.00 Обед (ресторан "Большой", ул. Кирова, 2)

Организационный комитет конференции

Бахмет О.Н. – доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, Председатель КарНЦ РАН,
председатель организационного комитета

Светов С.А. - доктор геолого-минералогических наук, профессор, директор Института геологии КарНЦ РАН,
заместитель председателя оргкомитета

Яри Йоутсенваара – руководитель проекта "Baltic Sea Underground Innovation Network" (BSUIN)

Щипцов В.В. – доктор геолого-минералогических наук, профессор, заведующий лабораторией минерального сырья Института геологии КарНЦ РАН

Шеков В.А. – кандидат технических наук, заместитель директора по научной работе Института геологии КарНЦ РАН,
координатор конференции

Секретариат

Юшко А.А. – Председатель Комиссии экоэффективного туризма Ленинградского областного отделения Российского географического общества, секретарь организационного комитета

Шеков К.В. – научный сотрудник Института геологии КарНЦ РАН, методист организационного комитета

Требования к докладу

Форма заявки должна включать тему доклада, аннотацию доклада в объеме не более 4000 знаков и информацию об авторе: полное имя, научную степень (при наличии), должность и место работы/учебы, почтовый адрес, электронная почта, контактные номера телефонов, нуждаемость в бронировании отеля, даты прибытия и отправления.

По решению организационного комитета конференции лучшие доклады приглашенных экспертов будут рекомендованы для публикации в российских научных журналах – партнерах Карельского научного центра РАН. Требования к оформлению научных статей направляются по запросам участников, заинтересованных в публикации своих материлов российскими журналами.

Контактная информация

Карельский научный центр РАН – 185910 Петрозаводск, ул.Пушкинская, д.11

приемная: +7(8142) 782753; факс (8142)-78-06-02

Cайт "Подземная лаборатория RUSKEALAB": http://miningroads.ru/ruskealab


Координатор конференции

Виталий Александрович Шеков, кандидат технических наук, заместитель директора Института геологии КарНЦ РАН по научной работе

телефон: +7 (9217) 260273
shekov@krc.karelia.ru

Контактные лица:

Юшко Антон Алексеевич
телефон: +7 921 900 96 56

Шеков Кирилл Витальевич
телефон: +7 911 665 90 60
e-mail: heritage@krc.karelia.ru
shake-off@yandex.ru

International Research and Training Conference

The conference is to be arranged within the frameworks of "Baltic Sea Underground Innovation Network" (BSUIN) project of "Interreg. Baltic Sea Region" program, involving specialists from the participating countries

Report on the conference

Link to video "Challenges of Underground Space Use - Day1"

Link to video "Challenges of Underground Space Use - Day2"

International research and training conference devoted to the problems of underground space use took place on June 20 -21 in the Karelian Research Center. The conference was held under the auspices of Baltic Sea Underground Innovation Network (BSUIN) project of Iterreg Baltic Sea Region Program and gathered more than thirty specialists from seven countries willing to share their professional experience in the sphere of underground facilities.

Participants of the conference in underground Ruskeala

Participants of the conference in underground Ruskeala

Ruskeala Mining Park has been rapidly growing for already more than ten years in Karelia next to Russian-Finnish border. Recently the dense network of tourist paths has been added by one more unique route constructed in haulage adits and spacious underground chamber inside marble mountain. Successful experience of using the new underground route and multi-year research of the mining park’s territory allowed applying for participation in BSUIN project – international platform created to extend the advanced experience of underground space development. Actually, that was the purpose of the participants of the conference – to discuss the issues of legal, financial, organizational, scientific-research and technical aspects of using mining sites.

Foreign guests got familiar with excursion route around Mramornoe (Marble) lake and Italian quarry, visiting the underground part of the mining park, within the frameworks of the workshop given to BSUIN project participants just before. Meeting the beauty of the outstanding in its history and contribution to the treasury of the world architecture marble quarry was not just a part of social program. They should see everything with their own eyes and appreciate duly the success of the first mining park in Karelia also in order to bring up to date the conference agenda and prepare the guests for discussing the experience of underground mining workings development for tourist purposes. Besides, a number of reports presented during the conference were related to scientific research of Ruskeala quarry.

Seeing the beauty of Ruskeala

Seeing the beauty of Ruskeala

The condition of underground workings is being successfully monitored and eco-balance is being maintained during two recent years by efforts of permanent scientific laboratory “RuskeaLab” based on the mining park within the borders of former mining enterprise that has turned into a popular tourist site. The report of Deputy director of the Institute of Geology, KRC RAS, conference coordinator Vitaly Shekov was devoted to the experience of using laser distance meters when estimating the stability of mining workings. In order to assess the rock movements that are invisible for the naked human eye, 15 basic stations to record laser beam on the same point were installed in the underground space of Ruskeala Mining Park. So far all the measurements taken by this method have been within the limits of error, that is, have not exceeded one and a half millimeters, and it means that Ruskeala underground workings are stable and the chance of their fall is brought down to a minimum. According to the reporter, the Institute of Geology, KRC RAS, has taken out a patent for this invention, but has not made any efforts to market this technology.

Vitaly Shekov is demonstrating how to use laser distance meters

Vitaly Shekov is demonstrating how to use laser distance meters

Using underground space is an example of a systematic problem in order to solve which it is required to involve both science and practitioners; and alteration of the reports of both is one of the peculiarities of such conferences. Anton Yushko, place marketing advisor with many years of experience, presented report on retrospective review of Ruskeala mining park development path.

Major problems of organizational development of one of mining museums were covered by the report of Margaret Faull, previously Director of National Coal Mining Museum for England, Yorkshire, England, now – Honorary President of the Network of European Coal Mining Museums. The reporter embraced both the special aspects of the national legislation, the demands it places on former mining workings, and the particular organizational and financial problems accompanying the process of establishing the museum she once headed. Works on converting the industrial site into the modern museum were carried out from January 1980 till June 1988, the total cost was 2.57 mln. pound sterling, or about 4.18 mln. euro at the exchange rate of those years, received from state coal companies. Heavy running costs of the museum facilities, that include also part of underground workings, were a great problem; but when in 1995 the museum achieved national status and special state funding was allocated, this issue receded into the background. Starting from the beginning of the XXI century, according to a new state policy, the museum has introduced free admission for all members of the public, so that the number of visitors has increased by one and a half – two times, up to 120 – 140 thousand people per year, and more than one third of them are kids and schoolchildren. Now the museum earns almost one thousand times smaller amount of money than it receives from the state for the running costs; however, along with the fact that there are some cutbacks to funding during recent years, struggle for additional money intended for development has never been stopped.

Margaret Faull, Honorary President of the Network of European Coal Mining Museums

Margaret Faull, Honorary President of the Network of European Coal Mining Museums

Marta Ajkowska-Mazur and Mateusz Gil

Marta Ajkowska-Mazur and Mateusz Gil

One of the directions of using underground space on operating mining workings of the Freiberg area in Saxony, Germany, is also visiting by tourists. Toni Müller’s report was devoted to multiple purposes use of mining facilities. Indeed, part of mine “Reiche Zeche” situated in Freiberg was allocated for visiting by tourists, and initially, starting from 1819 it has been used for educational purposes. However, as Tony supposes, both historic galleries and the preserved mining equipment, and also modern underground scientific laboratories can become tourist attractions. Considering such important advantages as depth of the mine and stability of temperature conditions at different levels of the working, the underground facilities have high economic potential contributing to dealing with an extensive range of challenges. So, water heating and utilization of electric energy and many other things – all these could be considered as one more option of preservation of the mine, keeping the possibility of resuming mineral extraction.

The subject of multifunctionality of underground mining workings was continued by Nikolay Natal'in, research manager of Leningrad Regional Non-Governmental Organization “Preservation of Nature and Cultural Heritage”. He focused on ten possible directions of using former mining workings including growing of mushrooms and cheese ripening, ensuring food preservation, wellness activities, storage of wastes, placing production facilities for close control equipment and creating the conditions for restoration of biological diversity. By the way, both an underground museum, taking the area from the first to the third levels, and halotherapeutic health resort, situated on the fifth level, have been successfully working for already more than fifty years in the Wieliczka Salt Mine. This was informed by one more reporter, Mateuz Gil, who emphasized that the museum collection of the Wieliczka mine is notable for its great variety and extending beyond geology and mining. Having various vectors of using underground space of former mining workings improves the efficiency of such sites and gives a measure of their high social implication.

Anton Yushko and Nikolay Natal'in

Anton Yushko and Nikolay Natal'in

As Toni Müller from Freiberg Mining Academy recognized, “if everything was perfect in our place (in Germany), I would not be standing here” – the mining workings that are operated by the educational institution are a heavy burden for its budget. He explained that those who work in the mine have to prove to the state authorities (that are financing their work) what for we are using this mine (despite the extremely high running costs). At the same time, Tony expressed his hope that BSUIN project as well as the other projects, that will be generated based on it and after its completion, will serve an additional and weighty argument for the demand in research and practical works performed in mine “Reiche Zeche”.

Jari Juotsenvaara, manager of the project on creating international network of underground laboratories, confirmed that conversion of mining workings, their maintenance cost a lot of money, and it is going to be one of the tasks of BSUIN project to elaborate the procedure for the estimation of expediency of costs for the organization of the development of such laboratories and work out suggestions on their optimization. Data base of underground laboratories, their location and purpose, the services they suggest and the costs of these services is being created, but it seems that now this is not the most important thing. The focus is shifting to the establishing new association – European Association of Underground Laboratories – that will allow turning episodic interactions on an occasional basis into a systemic cooperation with joint researches and student exchange.

Eija-Riitta Niinikoski and Jari Juotsenvaara

Eija-Riitta Niinikoski and Jari Juotsenvaara

Any research or research and training conference is a big event that cannot merely be consigned to reports and discussions of general problems, excursions and workshops. The most important things are happening aside of the official events when a scope of interested persons gathers around some common challenge or common problem. The initiative of Krakow Saltworks Museum in Wieliczka to organize a special committee on mining-industrial heritage issues with the International Council of Museums, ICOM, became one of the most essential results of the International conference of mining and underground museums that took place in Poland in November 2018. BSUIN international project works in the same line and its goal is to combine the efforts of scientific and research organizations for meeting the challenges of underground space use.

Photos by Kirill Shekov, Igor Khlebalin

Text by Kirill Shekov

Karelian Research Centre
of the Russian Academy of Sciences
International Research and Training Conference


Dear Colleagues!

Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences hereby invites to take part in International Research and Training Conference "Challenges of Underground Space Use", which will be held in Petrozavodsk (the Republic of Karelia) on June 20 - 21, 2019.

The conference is to be arranged within the frameworks of "Baltic See Underground Innovation Network" (BSUIN) project of "Interreg. Baltic Sea Region" program, involving specialists from the participating countries.

Purposes of the conference:

  • Discussion of legal, organizational and financial aspects of using underground mining workings for the purposes other than extraction of minerals.
  • Exchange of experience, studying of the possibilities and arrangement of the interaction between underground laboratories and mining museums.

Focus areas of the conference:

  1. Underground workings as monuments of nature and historical and cultural heritage. Historical and culturological aspect.
  2. Conversion and adaptation of underground mining workings to the purposes other than extraction of minerals. Legislative regulation and organizational aspects.
  3. Assessment of underground workings' economic potential. Various applications of underground space (scientific researches, education, museumification, recreation and etc.)
  4. Safety assurance for out-of-operation underground workings. Studying transformation of mining workings on post-technogenesis stage and under the conditions of increasing anthropogenic burden; mitigation of risks, prevention of accidents.
  5. Promotion of underground mining and industrial heritage in media landscape.

The specified list is non-exhaustive and can be added.

Working languages of the conference:: Russian, English.

Travel and living costs at the expense of the sending party.

Registration of the participants of the conference

Application forms of the participants of the conference are admitted up to and including May 17, 2019 to e-mail address: heritage@krc.karelia.ru

Registration form

Should the subject of a report does not meet the focus areas of the conference, the organizing committee shall notify the participant of it on June 1, 2019 at the latest, suggesting either correcting the subject or rejecting making the report.

Program

The International Research and Training Conference
within the frameworks of "Baltic See Underground Innovation Network" (BSUIN)
project of "Interreg. Baltic Sea Region"
June 20-21, 2019
Petrozavodsk

"Challenges of Underground Space Use"

FIRST DAY OF THE CONFERENCE.
JUNE 20, 2019
9.30 – 10.00 Registration, coffee-break (room 513)
10.00 - 10.15 Opening (room 422):
Bakhmet Olga Nikolaevna, corresponding member of Russian Academy of Sciences, chairman of the Federal Research Center "Karelian Research Center RAS",
Svetov Sergey Anatolyevich, director of the Institute of geology KarRC RAN,
Jari Juotsenvaara - head of BSUIN project,
Nikolaevsky Pavel Michailovich – Deputy Minister of Natural Resources and Ecology of the Republic of Karelia,
Artemyev Alexandr Borisovich - director of OOO Kolmas+
10.20 – 11.35 Plenary meeting
10.20 – 10.45 Amelina Tatyana Petrovna. "Mining and industrial heritage as a part of cultural heritage of the Republic of Karelia". Office of protection of cultural heritage sites of the Republic of Karelia (Russia, Petrozavodsk)
10.45 – 11.10 Tyirkina Elena Igorevna. "The situation in legislation of underground space use". Ministry of Natural Resources and Ecology of the Republic of Karelia. (Russia, Petrozavodsk)
11.10 – 11.35 Margaret Faull. "The legal, organizational and financial challenges of converting the underground spaces, as well as the surface buildings, of caphouse colliery and hope pit in Yorkshire, England, to a mining museum with public access to the underground". Network of European Coal Mining Museums (Great Britain, Yorkshire)
11.40 – 12.10 Coffee-break. (room 513)
12.10 – 13.30 Section 1 (room 422)
12.10 – 12.30 Jari Juotsenvaara. "The BSUIN project as a new approach to the solving of the problems of underground space exploitation" (Finland, Oulu)
12.30 – 12.50 Shekov Vitali Aleksandrovich. "The safety of the mining-and-industrial underground sites in touristic sector - the sources of solving the problems" (Russia, Petrozavodsk)
12.50 – 13.10 Svetov Sergey Anatolyevich. "Geological heritage of the Republic of Karelia". (Russia, Petrozavodsk)
13.10 – 13.30 Toni Muller. "Reuse of old mining areas for multiple purposes at the examples of the region of Freiberg in Saxony" (Germany, Freiberg)
13.30 – 15.00 The lunch ("Bolshoy" restaurant, Kirova str., 2)
15.00 – 17.00 Section 2 (room 422)
15.00 - 15.20 Borisov Igor Victorovich. "Underground mines of "Pitkjaranta complex" (Nothern Priladozhje)" (Russia, Karelia, Sortavalskyi district)
15.20 - 15.40 Marta Ajkowska-Mazur. "Cracow Saltworks Museum in Wieliczka" (Poland, Kracow)
15.40 - 16.00 Khlebalin Igor Yurjevich. "Activities for the study and preservation of Mamay underground mines" (Russia, Saint-Petersburg)
16.00 - 16.20 Shekov Kirill Vitaljevich. "Concerning some legislative aspects of the using of former mines in educative purposes" (Russia, Petrozavodsk)
16.20 - 16.40 Nataljin Nikolaj Alekseevich. "The experience of using the underground space for regeneration of biological diversity". (Russia, Saint Petersburg)
16.40 - 17.00 Ivanov Andrey Alekseevich, Myasnikova Oksana Vladimirovna. "The problems of the abandoned mining sites use as a source of ornamental stone". (Russia, Petrozavodsk)
Medvedeva Maria Vladimirovna, Bakhmet Olga Nikolaevna, Osipov Georgyi Andreevich. Study of microbocenoses of underground land and factors determining their ecologo-trophic structure (South Karelia, Ruskeala) (Russia, Petrozavodsk). Banner.
17.00 The festive cocktail dinner in the Museum of Precambrian geology of the Institute of geology KarRC RAS



SECOND DAY OF THE CONFERENCE.
JUNE 21, 2019
09.30 – 10.00 Coffee-break (room 513)
10.00 - 12.00 Section 3 (room 422)
10.00 – 10.20 Yushko Anton Alekseevich. "Ruskeala - scientific and creative laboratory". (Russia, Saint-Petersburg)
10.20 – 10.40 Shvetsov Ilya Anatoljevich. Marble quarry of Belaya Gora in the past, in the present and in the future. (Russia, Karelia, Kondopozhskyi district)
10.40 - 11.00 Korenkova Nina Nikolayevna. Shoksha sandstone as an identified pedagogical object (Russia, Karelia, Prionezhkyi district)
11.00 – 11.20 Nikiforov Alexander Gennadyevich. The engineering and geological estimation of mines in Karelia. (Russia, Petrozavodsk)
11.20 – 11.40 Bubnova Tatjana Petrovna. Rating system of estimation of abandoned mining space use in the touristic purposes. (Russia, Petrozavodsk)
12.00 - 13.30 Discussion and closing the Conference
13.30 - 15.00 The lunch ("Bolshoy" restaurant, Kirova str., 2)

Organizing committee of the conference

O.N. Bakhmet - doctor of biological sciences, Corresponding Member, RAS, Chairman of the Presidium of KarRC RAS, chairman of the organizing committee

S.A. Svetov - doctor of geological and mineralogical sciences, professor, director of the Institute of Geology, KarRC RAS, deputy chairman of the organizing committee

Jari Joutsenvaara - head of "Baltic Sea Underground Innovation Network" (BSUIN) project

V.V. Shchiptsov - doctor of geological and mineralogical sciences, professor, head of mineral resources laboratory of the Institute of Geology, KarRC RAS

V.A. Shekov - PhD in technical sciences, deputy director for science of the Institute of Geology, KarRC RAS,
conference coordinator

Secretariat

A.A. Yushko - Chairman of eco-efficient tourism commission of Leningrad branch of the Russian Geographical Society, secretary of the organizing committee

K.V. Shekov - research worker of the Institute of Geology, KarRC RAS, adviser of the organizing committee

Requirement to reports and abstracts

Application form shall include subject of the report, abstract of the report of no more than 4000 char-acters and information about the author: full name, scientific degree (if any), position and place of work/study, postal address, e-mail address, contract phone numbers, need in booking a hotel, dates of arrival and departure.

By the decision of the organizing committee of the conference the best reports of the invited experts will be recommended for publication in Russian scientific magazines-partners of Karelian Research Centre RAS. Submission requirements to scientific articles are to be sent upon requests of the participants interested in publishing their materials by Russian magazines.

Contact information of the organizers of the conference

Karelian Research Centre RAS - 185910 Petrozavodsk, Pushkinskaya Str., 11

Contact persons:

Anton Alekseevich Yushko (mob.phone +7 921 900 96 56)

Kirill Vitalievich Shekov (mob.phone +7 911 665 90 60)

e-mail: heritage@krc.karelia.ru