Атланты держат небо на каменных руках
"Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках."
А. Городницкого
![Атланты](images/articles/261016/01.jpg)
Красив и торжественен портик Нового эрмитажа с великолепными фигурами атлантов. Словно живые, они выполнены из серого сердобольского гранита скульптором А. И. Теребеневым.
Постаменты атлантов, парапеты пандусов, ступени, облицовочные плиты цоколя здания сделаны из розового гранита-рапакиви, съезды пандусов вымощены каменной брусчаткой. Колонны и архитрав портика, колонки балкона собраны из блоков желтого плотного известняка. Плиты такого же известняка лежат на цоколе здания, очерчивая его по низу стен.
![Атланты](images/articles/261016/05.jpg)
До А. И. Теребенева скульптура из сердобольского гранита не высекалась. В отчете Академии художеств за 1845-1846 гг. конференц-секретарь академии В. И. Григорович писал: «Нигде в Европе и ни один скульптор не производит из гранита, как производили древние египтяне и греки. Теперь это египетское искусство стало русским, и огромные сфинксы не чудо при колоссальных кариатидах, исполненных и в лепке добросовестно, и из камня отлично Теребеневым».
![Атланты](images/articles/261016/03.jpg)
Свою работу А. И. Теребенев начал в 1844 г. Увлекшись желанием получить заказ, он показал сметную сумму, вдвое меньшую по сравнению с другими претендентами, и обязался выполнить скульптуры за два года. Их первоначальная небольшая модель была сделана мюнхенским скульптором И. Гальбигом по эскизу Л. Кленце. Изготовив глиняную модель первого атланта, Теребенев приступил к высечению его из камня.
![Атланты](images/articles/261016/04.jpg)
По сути все было новым в то время в этой работе, и она заняла полтора года. Зато атлант Теребенева получился красивее, жизненнее, выразительнее старинной скульптуры на храме Зевса в Агригенте, изваянной в 480 г. до н.э.
![Атланты](images/articles/261016/02.jpg)
Еще работая над гермами (кроме атлантов, Теребенев высек из сердобольского гранита гермы, они украшают окна второго этажа), скульптор набрал свыше сотни помощников-камнетесов и обучал их тогда более года. Теперь он сам размечал каждый монолит по глиняной модели будущего атланта, а затем мастера выполняли назначенное им дело: кто обрабатывал «низы», кто торс, кто ноги.
Чистовую отделку фигур и лиц исполнял сам Теребенев. В целом на десять атлантов потребовалось более трех лет работы. Условия договора не были, таким образом, выполнены, а денег не осталось и нечем было платить камнетесам. К тому же один монолит оказался с трещиной и пришлось покупать новый.
![Атланты](images/articles/261016/06.jpg)
Только после неприятной волокиты Теребеневу были зозмещены перерасходованные сверх условий договора суммы, но прибыли за эту колоссальную работу скульптор не получил никакой.
![Атланты](images/articles/261016/07.jpg)
Текст Булаха А. Г. и Абакумовой Н. Б. из книги “Каменное убранство центра Ленинграда”. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987 .– 296 с.
Фотографии Шековой Н.А.
Перейти в фотоальбом "Атланты".
-
25.10.2016
Комментарии (4):
Как возможно вручную сделать абсолютно одинаковые скульптуры? Похоже на каменное литье.
Ответить
Да, владели наши предки такими технологиями, но, к сожалению, они утрачены.
Ответить
Согласен, это впечатляет, но это определённо не петрургия (не каменное литьё то есть)! Любой, кто подойдёт к этим скульптурам поближе, и проследит естественный рисунок на камне, может убедится, что это граниты!
Ответить
Современник этого дела краф Л.А. Перовский писал в своём дневнике: «Сего дня пополудни наблюдал атлантов, выставленных при Эрмитаже. Строительная комиссия по возведению императорского музеума заключила договор с г. Теребеневым на выделывание десяти атлантов из сердобольского гранита. С берегов Ладоги восьмиаршинные глыбы камня везли поначалу на баржах, а от пристани катили по бревнам. В мастерских более ста пятидесяти мастеровых, которых Теребенев специально обучал, с зубилами, молотами и циркулями в руках тесали камень. Пыль вставала туманом, в этом тумане блещет множество искр. За три года все десять атлантов были закончены. Мнение конференц-секретаря Академии художеств г. Григоровича о сей работе нижеследующее: «Нигде в Европе и ни один скульптор не производит из гранита, как производили древние египтяне и греки. Теперь это египетское искусство стало русским, и огромные сфинксы египетские не чудо при колоссальных кариатидах». Теребенев поистине хорош. В нежности и правде лепки едва ли он имеет соперников. Государь изволил послать Теребеневу бриллантовый перстень с упоминанием «За атлантов». Россия — страна, щедрая не только на красивый камень, но и на мастеров каменных».
Ответить
Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.