Карелия. Взгляд со стороны

2-3 марта в Санкт-Петербурге проходил XII международный этнофестиваль "Земля Калевалы-2018", по традиции приуроченный к Международному Дню Карельского народного эпоса (финно-карельского праздника, которому исполнилось уже более 150 лет). Проблематика этнофестиваля вобрала в себя широкий перечень вопросов развития приграничной республики и, таким образом, способствовала расширению круга его участников. Большое внимание было обращено объектам горно-промышленного наследия Карелии. Причём, этот ресурс оказался ни чуть не менее актуальным и востребованным, чем даже сама народная культура карел, художественные образы Калевалы.

Свидетельство о победе в конкурсе представителей туриндустрии "ЭТНОтур"

Как и прежде, активная роль среди организаторов этнофестиваля "Земля Калевалы-2018" принадлежит Ленинградскому отделению Русского географического общества. Его участниками стали делегаты из разных регионов России, Прибалтики и Скандинавии, и такой интерес вовсе не удивителен. В географическом и историко-культурном отношении Карельский край – понятие более широкое, которое не ограничивается территорией современной административной единицы РФ Республики Карелия.

Председатель оргкомитета этнофестиваля "Земля Калевалы-2018" Владимир Головачёв и член оргкомитета Антон Юшко

Как и в прошлом году, программа мероприятий отличалась разнообразием: выступления творческих коллективов, модные показы, выставки, мастер-классы. Особенно запомнились научно-деловая программа и экскурсия по городу! Фактически старт фестиваля был задан задолго до торжественной церемонии его открытия, когда начался сбор заявок на участие в конкурсе детского творчества "Калевала – страна солнца", фотоконкурса "Лики земли Карельской", конкурса молодых дизайнеров "Образ ЭТНО", конкурса представителей туриндустрии "ЭТНОтур".

Образ Карельского края чрезвычайно многогранен и глубок. Он включает в себя и древнюю историю этой земли, потухшие вулканы, девственные леса и болота, сказочные по своей красоте, вдохновляющие нас на приключения и на творчество, петроглифы, старинные деревни... Собственно, Карелия – это место, где впервые зазвучали струны кантеле, где родился на свет карело-финский народный эпос "Калевала". К слову, за право называться страной, где жили герои народного эпоса, соперничают несколько районов Карелии и Ленинградской области.

Участники экскурсии "Подземная Рускеала" в Рускеальском горном парке

Но вспомним и об обширных природных ресурсах края – вода, лес, камень, руда. Все эти богатства могут использоваться как источник энергии и сырья, а могут превратиться в ландшафтно-природные парки. Примером такого двоякого объекта стал загадочный рудный парк "Тулмозерье", созданный на базе столетних руин бывшего завода в Пряжинском национальном муниципальном районе Карелии. В этом году Рудный парк стал призёром конкурса "ЭТНОтур", будучи отмеченным специальным призом Финляндского генерального консульства. Представитель Карельского научного центра отметил, что объект по-прежнему страдает от дефицита внимания. "Уникальный. Недооценённый" – так в самом названии его доклада была заключена проблема объекта необычного, но пока "нераскрученного". На данный момент посещаемость Рудного парка составляет порядка трёх тысяч человек в год.

Карелия для каждого открывается по-своему, каждый находит в ней что-то драгоценное лично для себя. Сами местные жители пока не умеют воспользоваться теми преимуществами, которые даёт им это выгодное соседство. Медалью "За сохранение и популяризацию культуры Карелии "Карельское содружество" был награждён заместитель директора по научной работе Регионального музея Северного Приладожья Игорь Борисов - один из немногих в крае создателей и апробаторов новых познавательных туристических маршрутов.

Игорь Борисов вновь напомнил собравшимся о зарождающемся рекреационно-туристическом комплексе "Парк Ристиярви" и осветил текущее состояние проекта и его будущее. Разработано пять экскурсионных маршрутов, эксплуатируются два. "Во время экскурсии "Страна легенд. Парк Ристиярви", для усиления этнографической составляющей и более глубокого эмоционального восприятия окружающих ландшафтов, экскурсовод обращается к персонажам и сюжетам карело-финского эпоса "Калевала", выступая в роли рунопевца Вяйнямёйнена или хозяйки страны Похьёла Лоухи". Согласно пророчеству Борисова, когда карелы окончательно отыщут и соберут все осколки мельницы "Сампо", то станут баснословно богаты (для этого в парке, например, проводятся мастер-классы по промывке золота), но пока Карелия несёт на себе "крест" озера Ристиярви. 22 мая текущего года в парке организуется очередной праздник, и Игорь Викторович опять будет удивлять гостей завораживающими рассказами и незабываемыми перевоплощениями.

Удивило, насколько по-разному можно относиться к одним и тем же Карельским сюжетам, если, например, ты живёшь в Петрозаводске или в Санкт-Петербурге. Подпевать чарующим мотивам музыкального произведения, созданного молодым пианистом Павлом Андреевым, получится не у всех. Впервые композиция П. Андреева "Пробуждение" была исполнена в природном концертном зале Рускеальского каньона, и снятый на эту музыку клип имел грандиозный успех. Любопытно что, по признанию самого композитора, самая большая сложность состояла не в том, чтобы сочинить музыку, а как доставить инструмент (фортепиано весит около 350 кг) и разместить его на плавучей платформе в акватории парка. Скальные отвесы и подземные пустоты Рускеалы гостей Карелии впечатляют куда больше, чем местных жителей, для которых близлежащий заброшенный карьер долгое время оставался серой обыденностью.

Во второй день, 3 марта, в городе прошла экскурсия по маршруту с живописным названием "Краски Карелии в архитектурной палитре Санкт-Петербурга". Эта экскурсия примечательна также и тем, что разрабатывалась людьми, профессионально вовлечёнными в работу с туристами, умеющими из набора фактов и версий составить интересный, занимательный, конкурентоспособный продукт. Поэтому не исключено, что у специалистов по природному камню будет много правок, но, чтобы самим заняться подготовкой такого путешествия, у них обычно не хватает времени. Впервые главный акцент экскурсионной программы по Северной столице сделан на использовании строительного и облицовочного камня в её архитектуре! (По поводу "финского" камня рапакиви возник некоторый спор, насколько уместно называть его "отечественным"). Автором познавательного маршрута (она скромно именовала себя "всего лишь исполнителем") стала гид и представитель Молодёжной коллегии при губернаторе Санкт-Петербурга Полина Гапиенко.

Участники экскурсии "Краски Карелии в архитектурной палитре Петербурга" в Мраморном дворце

Для знакомства с каменными красками Карелии всего было выделено семь достопримечательностей. Из тех, которые посетили участники экскурсии - Исаакиевский собор, Дворцовая и Сенатская площади, атланты Нового Эрмитажа, Мраморный дворец, Михайловский замок. Конечно же, вышеперечисленными шедеврами перечень использования карельского камня в Петербурге не исчерпывается, но и для того, чтобы какие-то проехать мимо, а какие-то из них мимоходом осмотреть, потребовалось около трёх часов. Рассказ гида был увлекательным, а увиденные памятники архитектуры вызывают неподдельный восторг. Саму же экскурсию можно было бы дополнить, а уточняющие акценты ещё больше сблизят полную легенд и загадок Карелию и Северную сказку - Санкт-Петербург.

Для того чтобы подвести итог всему вышесказанному, отметим ещё одну особенность прошедшего этнофестиваля. В глаза она не бросается, но имеет огромное значение. Всемирно известный ансамбль деревянного зодчества "Кижи" и величественный Валаамский монастырь - два крупнейших центра тяготения туристов – оказались в тени. Они, если и упоминаются, то вскользь, между прочим, они не главные герои празднества. Наверное, так получилось случайно, но этот момент внушает оптимизм. Образ Карелии и шире (и богаче), и его нельзя замещать только двумя популярными туристическими маршрутами. В центре внимания этнофестиваля оказались малоизвестные объекты туризма, яркие, многообещающие. И "Карельская сенсация начала ХХ века" – Рускеальский горный парк, где в воскресенье, 4 марта, для участников этнофестиваля прошла увлекательная подземная экскурсия под руководством Антона Юшко.

Мы отнюдь не забыли о заброшенных рудниках Питкяранты (докладчик Анна Иванова), о жемчужных промыслах Кемского района (Анна Билко), чудодейственных достоинствах шуньгита (Наталья Симолина) и других интересных выступлениях. И пусть этот интерес выражается пока только на уровне разговоров, но рано или поздно геологический и горно-промышленный контент займёт своё место в культурной повестке дня Карелии. Другого выбора просто нет.

Шеков Кирилл

Порекомендуйте этот материал друзьям:

Комментарии (1):

Vitali Vitali 21.03.2018

Да, Антону Юшко отдельное спасибо за такой замечательный праздник. А автору спасибо за это детальное описание этого праздника. Молодцы!!!!!

Ответить

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.

Маршруты по геологическим и горно-индустриальным памятникам Республики Карелия


Новости из "ТУЛМОЗЕРЬЯ"


Архив KA334 MINING ROAD программы ENPI CBC Karelia

Материалы международной научно-практической конференции «Геологическое и горно-индустриальное наследие в развитии экономики регионов»

Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во время великих моральных испытаний хранил нейтралитет.


Данте