Choose LANGUAGE to translate

Маршруты по геологическим и горно-индустриальным памятникам Республики Карелия


Новости из "ТУЛМОЗЕРЬЯ"


Архив KA334 MINING ROAD программы ENPI CBC Karelia

Материалы международной научно-практической конференции «Геологическое и горно-индустриальное наследие в развитии экономики регионов»

В темные времена хорошо видно светлых людей.


Эрих Мария Ремарк

ОБЗОР: Индустриальное наследие ФРГ

В десятых числах сентября в г. Петрозаводске планируется проведение международной конференции "Геологическое и горно-индустриальное наследие в развитии экономики регионов". Для участия в работе конференции приглашаются эксперты, исследователи и многоопытные практики (miningroads.ru/mr2016). Европейский маршрут индустриального наследия (ERIH.net) – в числе тех общественных структур, представителей которых хотелось бы видеть особенно. Мы взяли на себя труд продемонстрировать несколько примеров музеефикации горно-индустриального наследия, но ограничились только Германией, другие страны оставив на будущее.

Англоязычная сеть ERIH.net специализируется на маркетинговом продвижении бывших заводов, фабрик, мастерских, производственных цехов и складов – одним словом, объектов недвижимости, в той или иной степени способных пролить свет на историю развития промышленности. В самой организации их именуют "якорными точками" – объектами исключительной исторической важности в связи с сохранением индустриального наследия (с точки зрения российской терминологии, этот термин ближе всего к "памятникам"). "Европейский маршрут" был основан в 1999 г. и ставит перед собой целью увеличения посещаемости европейских музеев промышленной истории через создание оригинального, яркого и узнаваемого бренда. Подробнее об идеологии этой организации ( можно прочитать в нашем материале) или на сайте организации ERIH.net). Если представить вывод профессора другими словами и в более сжатой форме: "Мы, поклонники индустриальной истории, не одиноки в этом мире! Нас окружают более, чем убедительные примеры успеха, которые будут служить для нас вдохновением, и помогут воплотить свои собственные планы!".

Итак, Рурская область - крупнейший промышленный район Германии…

Считается, что эпоха сохранения индустриального наследия в Германии началась в 1969 году с открытия для туристов рудника "Цоллерн" в Дортмунде (три года спустя после того, как была закрыта шахта). Уже через десять лет, в 1979 году, пустующие производственные площади занял первый в Германии "Музей социальной и культурной истории горного дела". Случилось это по инициативе местных органов власти. Одной из особенностей промышленной архитектуры индустриальной эпохи стали высокие требования к внешнему виду зданий.

Шахта Цоллерн

Фото: Шахта Цоллерн

В наши дни здание из красного кирпича, некогда принадлежавшее "Цоллерн", больше напоминает аристократическую резиденцию, чем производственное строение. В архитектурном отношении здание представляет собой комбинацию модерна и готики, приправленную множеством мельчайших деталей, в том числе угловыми башенками, зубчатым декором на торце, изысканными лестницами и роскошным садом. "Особняк труда" – так ещё называли это здание во времена работы Гельзенкирхенской горной компании. Здание рудника проектировалось прославленным дизайнером и возводилось на протяжении шести лет, было укомплектовано самым современным оборудованием. К слову, силовая установка, находящаяся в сердце производственного комплекса, включала первые двигатели, работающие на энергии ветра. Вместе с тем, за торжественным фасадом скрывались тяжёлые трудовые будни шахтёров с сопутствующими им опасностями и нередко печальными инцидентами.

Ганноверская шахта

Фото: Ганноверская шахта

Другой показательный пример – Ганноверская шахта, последняя в Бохуме, закрытие которой в 1973 году, как утверждается, явилось результатом продолжительного кризиса в угольной отрасли. Благодаря своей впечатляющей монументальной архитектуре, здание было отреставрировано, и сегодня оно производит впечатление средневековой крепости, но никак не угольной шахты. Доступ на башню Малакофф, между тем, был открыт для туристов сравнительно недавно, в 1995 году. Ганноверская шахта предлагает особую интерактивную программу для детей, с миниатюрным надшахтным копром, туннелями и вагонетками. Единственное отличие от реальной шахтёрской работы - вместо угля предлагается использовать гравий, который поднимается на поверхность с использованием подъёмника системы Кёпе.

Найтингейл

Фото: Найтингейл

А у истоков промышленной добычи угля в Германии стоит Найтингейльская шахта в немецком городе Виттен: первые упоминания о ней относятся к 1714 году, и именно здесь в 1832 г. впервые был применён метод проходки вертикальных горных выработок. Это стало возможным благодаря внедрению паровых двигателей, их использованию при откачке из туннелей воды. Открытие местного Музея горного дела состоялось в 2003 году. Среди прочих экспонатов - выполненная в натуральную величину копия грузовой баржи, перевозившей уголь, а также небольшая модель шахты, имитирующая транспортировку угля в вёдрах, как это делалось после войны в условиях полной разрухи и острейшего дефицита топлива. Главной достопримечательностью музея считается паровой двигатель 1887 года, "извлечённый прямо из машинной камеры".

Раммельсбергский музей в городе Гослар в Нижней Саксонии можно назвать старейшей в Германии подземной горной выработкой, приспособленной для посещения туристами. В окрестностях Гослара ещё с 10 века добывались медь и серебро, в 15 веке стали добывать свинцовую руду, а позднее - цинк. Возраст сохранившихся горных выработок насчитывает более тысячи лет, но они по-прежнему хранят узкие, грубо вырубленные своды штолен и штреков, пройденных ещё в средние века с использованием самых простейших технологий. Для того, чтобы разрыхлить рудоносный слой породы, горнорабочие складывали рядом плотные пучки еловой древесины и зажигали огонь. Когда огонь затухал, рабочие принимались крошить размякший камень при помощи ломов, кувалд и зубил. Этот метод продолжали использовать вплоть до 18 века. С установкой вододействующих колёс, позволяющих автоматизировать работу насосов и ленточного конвейера для руды, ручной труд уступил место механизации. Можно здесь увидеть и следы более современных горных работ.

Эра промышленной добычи полезных ископаемых началась в Раммельсберге с внедрением в горную промышленность парового двигателя и открытием новых месторождений. Ещё один толчок развитию добычи меди, свинца и цинка был дан распространением в 1936 г. практических методов обогащения руды. К 1988 году ее запасы были истощены, горные предприятия закрылись, а городские учреждения и жители города перепрофилировались на приём туристов.

Меркерс

Фото: Меркерс

Соляная "Шахта приключений" (так она называется в путеводителе) в городе Меркерс в немецкой Тюрингии предлагает отправиться в путешествие по 20-километровой подземной дороге на стилизованных вагонетках. Посетители оснащаются специальной одеждой, касками и фонариками и лифт уносит их на глубину около 500 метров под поверхностью земли. Любопытно, что в это подземелье когда-то спускался и 34-й президент США, на тот момент генерал армии - Дуайт Дэвид Эйзенхауэр. Дело в том, что в одном из подземных помещений 7 апреля 1945 года американские солдаты случайно наткнулись на хранилище золотого фонда и валюты Нацистской Германии, спрятанных Рейхсбанком. Этот факт активно обыгрывается экскурсоводами, мол, не все сокровища ещё вывезены и вроде как если поискать, то можно вернуться домой богачами. В действительности, в шахте осталось только "белое золото", калиевая соль – когда-то, впрочем, тоже весьма дорогостоящий товар. На протяжении всей поездки её участникам демонстрируются образцы горнодобывающей техники, включая роторный экскаватор – крупнейший в мире (как говорят экскурсоводы) из всех, какие когда-либо размещались под землёй. Самые яркие впечатления туристов, посещающих эти выработки, связаны с осмотром сказочной выставки гигантских солевых кристаллов, длина которых превышает метр.

Меркерс-2

Фото: "Шахта приключений" в Меркерс

 Цольферайн

Фото: Цольферайн

Шахта "Цольферайн" № 12 была пущена в эксплуатацию в 1928, а прославилась уже в 1932. Количество добытого угля достигало 12 тысяч тонн в день, что намного опережало любую другую шахту Европы! Следует добавить, что впервые в истории конструкция шахты опиралась на стальной каркас. Кубические здания со стенами из красного кирпича, оконтуренные стальной решёткой, были необычайно практичными – впрочем, такой была архитектура всей Рурской области! После введения в строй между 1957 и 1961 гг. коксовой печи, число домен увеличилось до 304 (почти вдвое), что превращало производственный комплекс шахты в крупнейший в сравнении с другими аналогами по всему миру. Работа на шахте объединяла около 5000 рабочих и их семьи. В канун рождества в 1986 г. шахта была закрыта навсегда, коксовый завод продолжал свою деятельность ещё семь лет. Наряду с тем, как развивались эти драматические события, Цольферайн претерпевала фантастическую трансформацию, превратившись в наиважнейший памятник современной горной добычи. В 2001 году он был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В центре производственной площадки бывшего металлургического завода Вёлклинген в Земле Саар находится ряд из шести доменных печей 45-метровой высоты, их окружают 104 печи для выжига кокса и шихтарня, где когда-то хранилась руда. Построенный в 1881 года, какое-то время Вёлклингенский завод был он был самым инновационным и производительным предприятием во всей Европе. В 1928 г. в целях снижения отходов производства на площадке предприятия была введена в действие агломерационная фабрика, которая стала одной из крупнейших в мире. Новаторской, первой подобного рода в Европе была признана конструкция водонапорной башни 1918 года постройки, выполненная на бетонных опорах. Ещё одна инновация - наклонный лифт для руды, сооружённый незадолго до этого.

Испытав небывалый рост производительности в годы послевоенного строительного бума, к 1986 году предприятие оказалось на пороге закрытия. Тысячи работников потеряли свои рабочие места (до этого был период, когда на заводе трудились более 17 тысяч рабочих). Почти сразу после закрытия некоторые хозяйственные постройки и механизмы завода были взяты под государственную охрану, как памятник индустриальной культуры, а в 1994 году весь комплекс получил признание на уровне ЮНЕСКО. Так вот сегодня многие бывшие рабочие предприятия водят по нему туристические группы – они стали теми самыми "гидами", которые проводят посетителей "сквозь лабиринты доменных печей и нагревателей воздуха, коксовых и газовых труб и подвесных железных дорог".

Северная часть Дуйсбурга влилась в "индустриальную империю" Рура довольно поздно. Расположенное в пригороде здание доменной печи было введено в эксплуатацию в 1901 году. Непосредственно перед этим хозяин домны, Август Тюссен, приобрёл угольные копи, поскольку изготовление железа требовало угля. С тех пор ещё к подвесной железной дороге, через которую в них подвозился с коксового завода уголь, были подсоединены ещё пять новых печей. Силовая станция (как её называют местные, "подлинный храм индустриального наследия") состояла из десяти динамо-машин на базе мощных газовых двигателей, снабжающих электричеством завод и ближайшие домашние хозяйства. А печь номер 5 была задута в 1983 году и иллюстрирует требования "новой эпохи" – требования, мотивированные защитой окружающей среды. В печи использовалась практически современная охлаждающая система и вентиляторные воздухонагреватели.

Предприятие было закрыто в 1985 году, по причине перепроизводства и пресыщения европейского рынка стали. Тогда группа активных местных жителей начала успешную общественную кампанию за сохранение индустриального памятника. С 1990 года здесь разбит ландшафтный парк, который примирил между собой неукрощённую природу, специально спланированные территории садов и игровых площадок, и вышедшие из употребления промышленные постройки.

Железный человек

Фото: "Железный человек"

Единожды встретившись со скульптурной композицией польского скульптура Збигнева Фрацкевича "Железный человек", забыть её уже невозможно. Находится она в Хаттингене. Расположенный неподалёку Хенрихский железоделательный и сталелитейный завод, построенный в 1854 году, стал символом стремительного роста, процветания и упадка металлургической индустрии в районе реки Рур. Обществественное протестное движение, всколыхнувшее весь регион, привело к тому, что в 1987 году доменная печь завода была выдута, а в 1989 году Хенрикский завод был взят под эгиду местных органов власти и стал одним из восьми представительств Вестафальского индустриального музея.

Хенрихский завод

Фото: Хенрихский завод

Заслуживают упоминания и известняковые карьеры Рудерсдорфа в 26 километрах к юго-востоку от Берлина – заслуживают уже потому, что это один из немногих памятников, не связанных с металлургией. На протяжении столетий эти карьеры служили поставщиком строительных материалов для Прусской и Германской столицы. Множество важнейших зданий и сооружений, включая Бранденбургские ворота и Олимпийский стадион 1936 года, были возведены с использованием рудерсдорфского камня, и извести, обожжённой в печах по периметру карьеров. Территория бывших горных выработок размером 17 гектар в 1994 году превратилась в общественный "музейный" парк, и сегодня включает 17 достопримечательностей истории горной промышленности, связанных с разработкой месторождения известняков. Для перевозки камня использовалась разветвлённая система каналов, а для выемки камня со дна карьера в период с 1872 по 1914 года использовались пародействующие краны-блоки - они также сохранились и представлены посетителям наряду с другой исторической техникой. В парке, в Доме камня, открытом в 2000 году, размещаются постоянные выставки о геологии окружающей местности.

Самым зрелищным монументом "музейного" парка считается группа из пяти обжиговых печей, сооруженных в 1802 - 1804 гг. и в 1835 г., и названных в честь Сэра Бенджамина Томпсона Румфорда. Это был американкий исследователь, участник Войны за независимость, в которой воевал на стороне британцев, после поражения которых он переехал в Баварию. Сэр Бенджамин проявлял искренний интерес к скрытой теплоте и спроектировал несколько первых печей, где внедрял свои наработки…

Германия – не единственная страна, в которой так бережно относятся к своей истории. Большинство немецких бывших горно-промышленных и металлургических предприятий, а ныне - музеев истории, в наши дни имеют очень опрятный вид (пожалуй, даже слишком). В их границах проводятся торговые ярмарки и разнообразные деловые, спортивные и развлекательные мероприятия. В соляной "шахте приключений" в Меркерсе, в бывшем складе, предназначавшемся для соли, открылся экзотический концертный зал, по акустическим данным не уступающий кафедральному собору. Металлургический завод в Фёльклингене широко известен, как площадка для проведения массовых мероприятий – концертов и конгрессов! В бывшем коксовом заводе и котельной шахты "Цольферайн" в Эссене размещена выставка современного искусства и дизайна. В Рудерсдорфском музейном парке в старинном складе 1665 года постройки, где раньше хранилась известь, сегодня проводятся свадьбы. И этот список можно продолжать очень долго – и удивляться, как ещё можно использовать здания бывшего завода. Ведь одновременно все перечисленные нами объекты являются ещё и музеями, радикально отличающимися друг от друга, но объединяемые одной общей идеей – пробудить интерес современного человека к наследию промышленной эпохи, попытаться оживить это наследие и наполнить его необычным содержанием.


Автор обзора: Шеков Кирилл


Порекомендуйте этот материал друзьям:

Комментарии (0):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.